На взлёт: рынок деловых авиаперевозок в России начал восстанавливаться после спада 2014 года

Восстановление российской экономики приведёт к оживлению сегмента бизнес-авиации в ближайшие два года после серьёзного упадка в 2014 году. Участники рынка ожидают 10-процентный рост уже в 2017 году, который подстегнёт расширение сегмента деловых перевозок в Европе. Впрочем, бурного развития отрасли в России инвесторам и клиентам ждать придётся долго — рынок нуждается в высоких и устойчивых ценах на нефть.

Современный рынок деловой авиации в России постепенно возвращается к показателям 2013-го и 2014 годов, когда количество рейсов в среднем составляло 19 тыс. в год. В 2016 году спрос упал до 15 тыс., однако аналитики прогнозируют, что к концу 2017 года показатель может увеличиться до уровня 16 тыс. ежегодных рейсов. Такого прогноза придерживаются участники рынка деловой авиации.

По данным Европейской ассоциации бизнес-авиации (EBAA), в IV квартале 2016 года российский рынок вырос на 7,4% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Рост продолжился и в течение первых трёх месяцев этого года и в совокупности составил 8,5%.

«Все те структуры и компании, которым раньше приходилось урезать расходы, стали вновь к ним возвращаться и удовлетворять логистические потребности, как это было принято до 2014 года. Правда, сейчас преждевременно говорить о большом росте. На сегодняшний день мы наблюдаем подскок от предыдущего снижения, что является естественной реакцией на прекращение падения рынка», — пояснил RT управляющий директор Jet24 Павел Захаров.

В 2017 году отрасль продолжит расти, несмотря на небольшой спад в осенний период, считает управляющий партнёр «Перемена-Авиа» Григорий Иоффе. Незначительное снижение будет связано с сезонным характером бизнеса — с сентября люди будут возвращаться на работу после завершения отпусков.

«Осенью в основном осуществляются только рабочие поездки. Их количество, конечно же, меньше, чем летом. Но с середины декабря рост продолжится, когда люди снова начнут улетать в отпуска и на горнолыжные курорты», — отметил в разговоре с RT Григорий Иоффе.

В летний сезон 2016 года наиболее привлекательным направлением бизнес-чартеров была Греция, на которую, по данным компании Emperor Aviation, пришлось 27% от общего количества рейсов. С июня по август популярностью также пользовались Ницца (18%), Сардиния (11%) и Корфу (9,7%).

По данным исследования Aim of Emperor, доля внутренних рейсов в общем объёме деловых авиаперевозок в среднем колеблется в диапазоне 25—З0% в зависимости от сезона. Среди российских городов, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, бизнес-рейсы осуществляются в Сочи, Казань, Краснодар, Минеральные Воды, Саранск и Екатеринбург.

Крутое пике

С 2012 по 2013 год на рынке деловой авиации наблюдалась тенденция к росту, в начале 2014 года объёмы бизнеса также продолжали увеличиваться. По данным EBAA, за первые три месяца 2014 года отрасль продемонстрировала рост на 1,7%, однако после этого началось непрерывное снижение.

В годы высоких цен на нефть избыток капитала находил себе применение в сверхпотреблении. Российские клиенты достаточно активно покупали самолёты и пользовались услугами бизнес-авиации, вспоминает Павел Захаров. Но с введением санкционного режима владельцы бизнес-джетов стали избавляться от своих самолётов, многие прекращали пользоваться услугами деловой авиации, пересаживаясь на регулярные рейсы.

Максимальное падение рынка пришлось на август-октябрь 2015 года и составило свыше 33% по сравнению с показателем 2014 года, констатируют в EBAA.

Пролетая над Европой

Выравнивание российского рынка привело к улучшению показателей европейской деловой авиации, где также с 2014 года происходило снижение. По данным немецкого агентства Wingx Advance, в декабре 2016 года сегмент бизнес-авиации в России вырос на 5,4%.

В Европе рынок упал на 1,7%, но уже в 2016 вырос на 1% и в I квартале 2017-го показал рост в 5,3%. По мнению Павла Захарова, значительное количество рейсов выполняется из России в Европу и обратно, из-за чего ситуация на европейском рынке зависит и от состояния российской бизнес-авиации.

«С конца 2014 года для европейцев сократилась география полётов. В Европе большое количество компаний, которые работают и с российскими, и с украинскими фирмами. Они имеют свои филиалы в этих странах и осуществляют корпоративные поездки на бизнес-джетах. И если компания приостанавливает свою деятельность на территории какой-то страны, то естественно, что полёты туда также прекращаются», — подчёркивает Григорий Иоффе.

Эксперт утверждает, что сейчас на рынке активно восстанавливается сотрудничество между компаниями, что приводит к расширению географии полётов из Европы в Россию и обратно.

По данным компании PrivateFly, в 2014 году в рейтинге самых популярных аэропортов Европы в сегменте деловой авиации пятое место занимал московский Внуково-3. Однако в 2015 году количество рейсов в этот аэропорт и из него уменьшилось на 22%, что привело к снижению на восьмое место в рейтинге.

В 2016 году 70% российских чартерных рейсов в сегменте российской деловой авиации пришлось на зарубежные направления, посчитали эксперты группы компаний Aim of Emperor. Первое место заняла Ницца, куда было совершено 10% от общего числа рейсов. Далее идут Женева и Лондон, на которые приходится 5,7% и 4% соответственно. Популярным направлениями стала испанская Жирона (3,7%), а также итальянский Гроссето (2,7%) и чешские Карловы Вары (2,2%).

Возврат к списку

  • с 08 по 10 марта
  • Томск — Москва
  • Boeing Business Jet (BBJ)
  • Кол-во мест: 19
  • Отправить